Вы просматриваете: Главная > Здоровье ребенка > Периоды развития ребенка и как это использовать для создания игр.

Периоды развития ребенка и как это использовать для создания игр.

osnovnye-peridy-razvitiy-rebenka-7Доброго здравия, дорогие читательницы.

 

С вами снова Светлана Каменева.

Продолжая тему создания игрушек, которые полезны для вашего чада, давайте подумаем, что важно для ребенка в том или ином возрасте.

Не вдаваясь в подробности сложных и многочисленных медицинских и педагогических классификаций,  можно выделить 3 основные стадии развития ребенка в период дошкольного возраста:

1. С рождения и до трех лет идет развитие органов чувств.

2. С года до трех лет идет становление руки и развитие двигательно-опорного аппарата.

3. С 3 лет до 7 лет идет развитие умственных способностей.

Руководствуясь этим простым разделением на три периода, можно развивать те или иные навыки ребенка.

osnovnye-peridy-razvitiy-rebenka-1

Рассмотрим первый период.

До трех лет идет прежде всего интенсивное развитие органов чувств. Помогая  развитию всех имеющихся органов чувств, мы предоставляем ребенку возможность в полном объеме пользоваться не только одним-двумя органами чувств, которые у него доминируют при рождении в силу индивидуальных особенностей, а всеми органами чувств, имеющимися в наличии у человека. Тем самым расширяя возможности познания мира.

Какие же органы чувств существуют, и как мы можем помочь ребенку их развить?

Безусловно, первое, что приходит на ум-это основные 5 органов чувств, которые мы учили на уроке биологии в школе: глаза (зрение), ухо (слух), язык (вкус), нос (обоняние, запах), кожа (осязание).

 osnovnye-peridy-razvitiy-rebenka-2

На зрении я не буду останавливаться.

Информацию об этом можно почерпнуть в моей статье «контрастный мобиль».

Мария Монтессори предлагает с 3 лет следующие игры: «цветные таблички» и «оттенки». Как их делать и как в них играть см. в статье «игры для развития зрения своими руками».

osnovnye-peridy-razvitiy-rebenka-3

Слух мы развиваем у малыша с помощью соответствующих, правильно сделанных, погремушек. См. мою статью про «погремушки».

Кроме этого, конечно, слушание классической музыки, которую можно подобрать для просыпания, засыпания, для игр.

При выборе музыки следует учитывать, что, чем тяжелее судьба композитора, тем тяжелее слушать его произведения.

Считается, что наилучшим образом на детей влияет музыка Моцарта. Результаты исследований доказывают, что именно его музыка, благодаря своей гармоничности, изысканной простоте и светлости способна вызвать самые позитивные эмоции, положительно влияет на развитие интеллекта и творческих навыков.

Обратите внимание на арии из опер «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Маленькую ночную серенаду».

Достаточно слушать классическую музыку 2-3 раза в день по 10-15 минут.

Также, конечно, очень важны колыбельные песни, которые поет мама. Выучите одну, две колыбельные, и этого будет достаточно.

При рассказывании и чтении историй изменяйте скорость речи в зависимости от способностей ребенка к восприятию.
Выдерживайте паузы для того, чтобы у ребенка могли возникнуть внутренние образы, музыкальная память и звуковые сочетания.

С года можно организовывать уже простые музыкальные занятия.

Мария Монтессори предлагает игру «шумелки» или «звуковое лото», которую вполне возможно сделать дома, не тратя много денег на покупной вариант. А как же это сотворить см. в  статье «игры для развития слуха своими руками».

osnovnye-peridy-razvitiy-rebenka-4

Третий всем известный орган чувств- вкус.

Питаясь грудным молоком, ребенок ощущает  вкусовые оттенки тех продуктов питания, которые употребляет в пищу мама.

Вводя прикорм, старайтесь максимально полно ознакомить ребенка с имеющейся палитрой вкусов: горький, соленый, сладкий, кислый, позже-терпкий или ощущение вязкости, жгучий.

Для более старшего возраста, с 3 лет,  можно сделать игру «вкусовые бутылочки», которую предложила Мария Монтессори. Как сделать такую игру см.  статью « вкусовые бутылочки».

osnovnye-peridy-razvitiy-rebenka-5

Обоняние и запах.

Дети чувствуют запахи с рождения, ранжируя их как приятные и неприятные. На резкие запахи морщаться, зажмуривают глазки, могут чихнуть или заплакать.

В самом начале надо давать нюхать ребенку всевозможные натуральные запахи из нашего окружения (начинать конечно следует с нерезких запахов) : фрукты и овощи, цветочки, веточки деревьев, сосны, ели, позже использовать приправы, более резкие травы, комментируя характер запаха.

С 3 лет Мария Монтессори предлагает игру «нюхательные баночки». Как ее сделать и как в нее играть см. в следующих статьях.

osnovnye-peridy-razvitiy-rebenka-6

Осязание

Одно из пяти основных видов чувств, заключающееся в способности ощущать прикосновения.

Следует отметить, что у новорожденного одним из первых ощущений является осязание в области рта.

С помощью ротика младенец определяет пригодность того или иного предмета в пищу, определяет его форму, твердость, характер поверхности и т. д. Поэтому надо разрешать ребенку все тянуть в ротик и пробовать. При таком подходе он, к году, уже напробуется и перестанет тянуть предметы в рот.

Очень важно в этот период избегать давание пустышки ребенку. Ребенок с пустышкой теряет возможность познавать мир через тактильные ощущения.

С развитием активного осязания при помощи рук, потребность все проверять ротиком исчезает. В последующем, если активно не развивать осязание, его заменяет зрительный анализатор, который со временем начинает доминировать.

Для ребенка первого года жизни очень важен тактильный контакт с мамочкой. Поэтому используйте меньше одежды как для себя так и для ребенка, кормите грудью, используйте слинг и конечно надо пестовать свое чадо, рассказывая потешки и пестушки и сочетая их с телесными играми.

Варианты таких игр можно скачать здесь.

Для развития осязания у детей с трех лет Мария Монтессори предлагает несколько игр : «коробка с тайной», «тактильное мемори», « тактильные мешочки», «мешочек полный тайны», «тактильные дощечки», «тактильная дорожка».  Безусловно полное соблюдение правил игры возможно у детей старшего возраста, начиная с трех лет. Но начинать играть, не соблюдая правила можно уже с младенчества.

Подробнее об этих играх и как их смастерить см. следующие статьи.

Статью подготовила специально для сайта «Мама-лучший педагог»  Светлана Каменева, врач-невролог и мама 3-х летней малышки.

банер горизонтальный 1

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Если информация оказалась вам интересной, поделитесь, пожалуйста, ее с друзьями

0

Популярные записи


Оставить отзыв